
Картина «Под Понырями»
Михаил Степанович Шорохов встретил начало Великой Отечественной войны совсем молодым человеком — ему шел 21-й год. Уже осенью 1941-го он попадает на фронт. Фашисты наступали на город Курск и дивизия, где служил Шорохов вынуждена была отступать до Воронежа. Наши войска несли большие потери. Этот период он вспоминал, как самый печальный в своей жизни.
А дальше были тяжелые бои на Дону, артиллерийское училище и снова бои, но уже под Ленинградом. Постепенно наступал долгожданный перелом в ходе войны. И вместе с этим рос в чинах и Михаил Шорохов. Сражения на вражеской земле он встретил уже офицером. Свой последний бой Михаил Степанович принял на Одере, где он возглавлял группу разведчиков. Там он получил свое последнее ранение.
Пройдя в столь многое в столь молодом возрасте, Михаил Степанович сохранил огромную любовь к жизни и желание созидать. После войны он окончил Харьковское художественное училище, а затем Харьковский художественный институт. Жил и работал в Курске. Преподавал на Художественно-графическом факультете Курского государственного университета. Там он смог по-настоящему раскрыть свой потенциал незаурядного художника.
Основной темой работ Михаила Степановича всегда были события Великой Отечественной войны. Силой своего таланта он хотел запечатлеть для потомков тех, с кем свели его длинные фронтовые дороги. На своих полотнах М.С. Шорохов запечатлел не только фрагменты боев, но и людские переживания.
В основу сюжета батального полотна «Под Понырями» легли бои, развернувшиеся летом 1943-го года на северном фасе Курской дуги. Это было последнее крупное наступление немцев на советско-германском фронте. Успех под Курском был последним шансом гитлеровского руководства на успешное завершение войны. В жаркие июльские дни 1943-го года сотни немецких танков и самоходок, сотни тысяч немецких солдат и офицеров пытались прорвать оборону советских войск в районе железнодорожной станции Поныри.
Уроженец курской земли — Михаил Степанович — горячо откликнулся на эти события в своем творчестве. Он много и плодотворно работал с ветеранами — участниками тех событий. Собирал их воспоминания, письма, фотографии. Следы проделанной работы мы можем видеть во многих деталях этой картины. Само полотно является украшением экспозиции Поныровского музея Курской битвы.