ПОСЛЕДНИЙ БОЙ || Коса Фрише-Нерунг, 1945.

Война стремительно шла к своему завершению. В конце апреля 1945-го года уже пылали берлинские кварталы, и бойцы и командиры Красной армии находились в шаге от долгожданной Победы. В этой обстановке не может не удивлять упорство противника, который даже в последние дни войны продолжал сражаться. Два наших земляка как раз и отличились в этих боях, когда фашистского зверя пришлось добивать в его же логове. Дело было неподалёку от Кёнигсберга…
Столицу Восточной Пруссии войска 3-го Белорусского фронта взяли после упорных боёв к 10 апреля. Гарнизон был частью взят в плен, частью уничтожен. Но маршал А.М. Василевский не дал своим войскам расслабиться. На повестке дня стоял разгром немецкой группировки на Земландском полуострове (западнее Кёнигсберга). Уже 13 апреля закипело новое большое сражение.

Переправа десанта

Немецкие войска, избежавшие окружения в Кёнигсберге, медленно пятились к берегу Балтийского моря. Это был уже совсем не 41-й год. Немцев щедро осыпали артиллерийскими снарядами и миномётными минами, узлы сопротивления обрабатывала ударная авиация. Рубежи обороны, которые немцы готовили несколько недель, им приходилось сдавать один за другим.
Через полторы недели после начала советского наступления остатки земландской группировки противника оказались прижаты к городу Пиллау. Здесь скопилось несколько десятков тысяч солдат и офицеров противника. Советское командование до начала операции имело смутное представление о характере обороны немцев и количестве войск. Действительность превзошла все ожидания: пять советских гвардейских стрелковых дивизий основательно увязли под Пиллау. Пришлось даже отменить планировавшуюся высадку десанта в районе крепости. Немцев было слишком много, и они могли просто задавить морпехов массой.

Десанты на косы Фрише-Нерунг. 1945 год

Ситуация изменилась только 23 апреля. В этот день из Пиллау на ледоколе вырвался гауляйтер Эрих Кох. После его отбытия началась массовая эвакуация немцев из Пиллау. Всего было вывезено порядка 40000 человек за двое суток.

Значительная часть войск была перевезена на косу Фрише-Нерунг. Это сделало позиции немцев на косе «крепким орешком» для советских войск.

На Фрише-Нерунг в поисках спасения отошли самые разнообразные части и соединения противника. С одной стороны, это было хорошо, т.к. толпа там собралась крайне разношёрстная. Сапёры и пехотинцы, дорожные батальоны и артиллеристы, интенданты и танкисты. Настоящий Ноев ковчег. Навести порядок на Фрише-Нерунг было крайне затруднительно. А вот с другой стороны, всё выглядело не столь замечательно. Разномастного военного люда там собралось более 30000 человек. У них было порядка 600 орудий и миномётов, а также полсотни танков и штурмовых орудий. Сама по себе коса очень узкая – от 0,5 до 2 километров, длинная – до 70 километров, труднопроходимая – почти вся поросла лесом. И вот как оттуда немцев выбивать?

Амфибии идут на Фрише-Нерунг

Сперва нужно было отвоевать себе хотя бы небольшой клочок земли на Фрише-Нерунг. Первыми эту задачу должны были решить бойцы и командиры 5-й гвардейской стрелковой дивизии. К 13.00 25 апреля 17-й гвардейский полк этой дивизии вышел в район гавани Пиллау. Началась подготовка десанта. Для неё у гвардейцев были в наличии малые надувные лодки ЛМН, 20 резиновых лодок А-3, а также 8 американских автомобилей-амфибий.

А.В. Дорофеев. Командир 3-го батальона 17-го гсп. Стал Героем не Советского Союза, а России

Командир 2-го батальона 17-го гв. стрелкового полка А.А. Панарин приказал грузить на плавсредства первую волну десантников. Их было крайне мало: 65 человек пехоты, пулемётная рота, миномётная рота и две «сорокапятки». В 20.00 после удара артиллерии и авиации по северному берегу косы амфибии пошли вперёд. В 20.30 стрелковый взвод, ворвался в немецкие траншеи на берегу залива в 800 метрах севернее посёлка Нойтиф и выбил противника из нескольких зданий. В результате был образован плацдарм в 200 метров по фронту и 150 метров в глубину. Опомнившиеся немцы, принялись энергично контратаковать десантников. Гвардейцы встали насмерть: все, способные стрелять, стреляли, а раненые набивали патронами пулемётные ленты.

Пока на берегу кипела отчаянная схватка, амфибии совершили второй рейс и доставили на плацдарм 3-й батальон А.В. Дорофева. Его бойцы сходу вступили в бой. Поскольку немцы обнаружили место десантирования, они стали перебрасывать к Нойтифу резервы. Ситуация усугубилась ещё и тем, что немцы начали обстреливать десантные суда и со стороны Пиллау, и со стороны косы.

В районе плацдарма немцы сумели собрать группу из состава понтонного и сапёрного батальонов, а также отдельных частей дивизии «Великая Германия», а также 5 танков. Этими силами противник четырежды контратаковал десантников. Только поддержка артиллерии с противоположного берега пролива спасла положение.

К 23.00 плацдарм был расширен до 1500 метров по фронту и 800 метров в глубину. В ходе боёв было убито до 200 немцев и взято в плен до 900 человек. После захвата полоски земли на севере Фрише–Нерунг началась погрузка на паромы других частей 5-й гв. сд.
Дни немецкой группировки были сочтены.

За участие в десанте у посёлка Нойтиф 70 гвардейцев было представлено к званию Героя Советского Союза, но только 16 получили эту высокую награду. Среди них два наших земляка С.И. Бойко и И.П. Шитиков.

Иван Шитиков. Парторг всегда впереди

Иван Павлович Шитиков. Герой Советского Союза

Парторг 3-го батальона 17-го гв.сп И.П. Шитиков в числе первых переправился на косу Фрише-Нерунг. Участвовал в отражении 4-х контратак противника. В бою получил тяжёлое ранение.

Савелий Бойко. Корректировщик огня

Савелий Иванович Бойко. Герой Советского Союза

В ночь на 26 апреля 1945 года в числе первых форсировал пролив между портом Пиллау и косой Фрише-Нерунг. Корректировал огонь 120-мм миномётов и принял участие в отражении 4-х контратак противника.

Об авторе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.