Огненный щит Тепловских высот. Триумф генерала В.И. Казакова

Героем нашего сегодняшнего рассказа станет «бог войны» Центрального фронта – командующий артиллерией генерал-лейтенант Василий Иванович Казаков.

К лету 1943-го года в штабе Центрального фронта К.К. Рокоссовского собралась блестящая плеяда военачальников. Генералы М.С. Малинин, А.И. Прошляков, В.И. Казаков, С.И. Руденко, Г.Н. Орёл прошли суровую школу войны, имели серьезную теоретическую и практическую подготовку для управления войсками. Поскольку их деятельность в ходе сражения была очень тесно взаимосвязана, в наше время не так-то просто рассказать о ком-то из них обособленно. Поэтому сегодня их фамилии очень часто остаются за кадром. Такой подход вольно или невольно обедняет и нашу военную историю, и образ К.К. Рокоссовского как полководца, спаявшего и объединившего единой целью столь разных людей. Это тем более странно, если вспомнить, что трое из них дослужились до маршальских звезд.
Героем нашего сегодняшнего рассказа станет «бог войны» Центрального фронта – командующий артиллерией генерал-лейтенант Василий Иванович Казаков.

6 июля 1898-го года (по старому стилю) в семье нижегородского крестьянина Ивана Васильевича Казакова появился на свет сын, которого назвали в честь деда Василием. О первых годах жизни мальчика нам известно сравнительно немного. Отец его хлебопашествовал летом в деревне, а к осени нанимался в город на различные заработки, чтобы хоть как-то обеспечить семью. Постепенно к работе все больше привлекал Иван Васильевич и своего сына, оставляя на него помощь матери по хозяйству во время своих отлучек.
Крестьянские дети в те времена взрослели рано. В 1911-м году Василий, успев окончить только церковно-приходскую школу, сам был вынужден уехать в столицу на заработки. Там он несколько раз менял место работы, пока не устроился рабочим на электромеханический завод «Гейслер». Одновременно Василий Иванович учился на общеобразовательных курсах и сдал экзамены за полный курс Высшего начального училища. Тем временем полным ходом шла Первая мировая война. Оборонные заказы все росли, деньги на их удовлетворение выделялись огромные, но промышленность с потребностями армии не справлялась, а хозяева фабрик постоянно увеличивали цену за свою продукцию. Ухудшилось положение и на окраинах Петрограда: опытных рабочих призывали на фронт, на их место ставили молодежь, которая была вынуждена трудиться по 12 часов и более, к середине войны все это усугубилось ещё и начавшимися перебоями с поставками продовольствия.

В.И. Казаков в молодости

В таких условиях перспектива попадания в окопы большой войны не страшила вчерашнего крестьянина. Василий Иванович в 1916-м году ушел добровольцем на фронт. Все тяготы позиционной войны ему пришлось ощутить на собственном опыте: на его глазах войска несли большие потери от огня артиллерии и пулеметов противника, но не имели существенного продвижения вперед. В одном из таких боев под Ригой его контузило близким разрывом снаряда, и он был отправлен на излечение в тыл.
В октябре 1917-го года, находясь в отпуске по болезни, В.И. Казаков принимал участие в революционных событиях. В условиях начавшегося развала армии в декабре 1917-го года рядовой Казаков демобилизовался, остался в Петрограде, работал служащим в управлении бывшими частными банками. Сразу после издания декрета о создании Красной армии одним из первых записался в неё добровольцем. Через несколько дней по просьбе Василия Ивановича командование направило его на 2-е Советские Петроградские артиллерийские курсы.

Никто и представить себе не мог, что сразу три курсанта, учившиеся бок о бок друг с другом, станут впоследствии маршалами. Это были Н.Н. Воронов, М.В. Захаров и В.И. Казаков.
В годы Гражданской войны Василий Иванович прошел в составе 6-й стрелковой дивизии путь до командира артиллерийской батареи. Воевал на Северном и Западном фронтах, участвовал в советско-польской войне. Его упорство в самообразовании было отмечено командованием: В.И. Казаков был назначен начальником школы младшего начсостава артиллерии дивизии.
Двадцатые и тридцатые годы прошли для молодого красного командира под знаком непрекращающейся учебы. Артиллерийские школы сменялись разнообразными курсами и слётами. Многое в этот период зависело от характера самого Василия Ивановича. Небезынтересной в этой связи кажется характеристика, данная В.И. Казакову в 1926-м году: «Обладает силой воли. Энергичен. Настойчив. Дисциплинирован и исполнителен. Артиллерийское дело знает и любит». Все эти качества, как мы увидим в дальнейшем, будут присущи ему на протяжении всей многолетней службы.
Военная академия имени М.В. Фрунзе, оконченная в 1934-м году, отнюдь не стала для В.И. Казакова некоей финальной точкой в деле получения образования. До самого начала войны он продолжал совершенствоваться как командир, внедряя полученные знания на практике.

Полковник В.И. Казаков на полигоне в Алабино


Вместе с ростом профессиональных навыков поднимался Василий Иванович и по карьерной лестнице. В середине 1940-го года он получил звание генерал-майора артиллерии и занял должность начальника артиллерии 7-го механизированного корпуса. Нельзя сказать, что это было каким-то невиданным взлетом: первое генеральское звание в 42 года – это путь упорного и настойчивого командира, у которого было мало шансов проявить себя. Все изменилось с началом Великой Отечественной войны.
Летом 1941-го года В.И. Казакова назначают заместителем командующего войсками и начальником артиллерии 16-й армии Западного фронта, которой вскоре стал командовать К.К. Рокоссовский.
С первых дней войны Василий Иванович, непосредственно участвуя в боях, зарекомендовал себя знающим артиллеристом и смелым командиром. Заместитель К.К. Рокоссовского генерал-майор Н.И. Кирюхин в боевой характеристике на В.И. Казакова от 11 апреля 1942-го года отмечал: «Смелый, решительный, инициативный, обладающий высокими волевыми качествами командир. Отлично подготовленный командир-артиллерист. Практически умело руководит артиллерией армии, отдает все свои силы, знания и опыт для повышения боеспособности артчастей». Заметим только полное созвучие этих строк той аттестации, которую давали В.И. Казакову в 1926-м году. Судя по всему, твердый и целеустремленный характер не менялся на протяжении долгих лет. За мужество и умелое руководство артиллерией в Московской битве Василий Иванович был награжден орденом Ленина.
Трудно поверить, но уже в 1941-м году В.И. Казаков старался широко применять те приемы, которые впоследствии станут визитной карточкой советских артиллеристов. Противотанковые опорные пункты и контрартподготовка, массирование артиллерии на наиболее угрожаемых участках и создание мощного резерва огневых средств – всё это не было какой-то новинкой. По отдельности данные приемы применялись на разных участках фронта, но именно В.И. Казаков был в числе первых командиров, которые старались сочетать их между собой.
С особенной силой талант Василия Ивановича раскрылся в Сталинградской битве. Перед артиллерией стояла трудная задача: оказывая сковывающими ударами по врагу помощь войскам, обороняющим город, одновременно готовить силы к контрнаступлению. Еще более осложняла обстановку хроническая для 1942-го года нехватка боеприпасов. Производства порохов и взрывчатых веществ в СССР до войны еще не вышли на полную мощность, а с началом боевых действий часть заводов пришлось вывозить на восток. Это привело к резкому и весьма болезненному для армии сокращению выпуска боеприпасов.
Тем не менее утром 19 ноября 1942-го года в 7.30 гром орудий Донского фронта возвестил начало операции по окружению немецко-фашистских войск у Сталинграда. Массированным огнем артиллерии и последовавшим затем в 8.50 наступлением наших войск сопротивление врага было сломлено. Одержанная победа стала поворотным событием во всей войне. С тех пор день 19 ноября стал отмечаться как «День артиллерии».
Добивание противника в сталинградском «котле» продолжалось более двух месяцев. Ведущую роль здесь также сыграли артиллеристы Донского фронта. Большого превосходства над противником в людях и танках у К.К. Рокоссовского не было, поэтому он должен был довериться «богу войны». В начале февраля 1943-го года остатки немецкой группировки в Сталинграде капитулировали.
Новым этапом фронтовой биографии генерала В.И. Казакова, командовавшего артиллерией Центрального фронта, стала Курская дуга. Казалось, всё здесь работало на советское командование: преодоленный кризис снабжения боеприпасами, хорошая укомплектованность частей и соединений, накопленные резервы. Однако эти преимущества мало было иметь, их требовалось еще и реализовать. Именно эта задача возлагалась на В.И. Казакова и его штаб.

Генерал В.И. Казаков со своими заместителями М.А. Шамшиным, В.И. Шебаниным, В.Н. Поздняковым, Г.С. Надысевым.
Июнь 1943 г.

Василий Иванович с апреля по июль 1943-го года развернул широкую боевую учебу войск. Серьезная подготовка солдат и офицеров артиллерии, их умение заменить на поле боя выбывшего товарища вскоре сыграют свою положительную роль.
Перед началом боев были определены вероятные направления ударов противника. На них создавалась разветвленная система укреплений, опиравшихся на артиллерию. Система противотанковых опорных пунктов была доведена до логического завершения: были созданы противотанковые районы во главе с командирами стрелковых полков. Теперь несколько опорных пунктов могли поддерживать друг друга и взаимодействовать с пехотой.
Помимо этого, создавались мощные подвижные резервы артиллерии. Они были нужны на случай прорыва противником советской обороны на отдельных участках. Настоящим «ударным кулаком» Центрального фронта стал 4-й артиллерийский корпус прорыва генерал-майора И.В. Игнатова. Более тысячи орудий и минометов – ему по силам были любые задачи.

Жена В.И. Казакова скончалась от ран за несколько дней до начала Курской битвы.
У могилы жены в Курске. Август 1943 г.

Вместе с командующими артиллерией армий, начальниками артиллерии корпусов и дивизий Василий Иванович укреплял оборону фронта, делая её недоступной для германских войск. На вооружение противника поступала новая техника, танки и самоходная артиллерия: «Тигры», «Пантеры», «Фердинанды» и другие образцы. С их помощью немецкое командование надеялось протаранить оборону советских войск. Достойным ответом на это стали наши истребительно-противотанковые части. Они должны были выдвинуться навстречу атакующей бронетехнике противника и обескровить его ударные подразделения.
5 июля 1943-го года сражение началось с советской контрартподготовки, которая должна была подавить артиллерию противника. Подлинным идеологом концепции проведения такой контрартподготовки на Центральном фронте был Василий Иванович Казаков. Несколько недель упорной работы по определению целей и наряда сил для стрельбы вылились в беспрецедентный огневой шквал, обрушившийся на противника.
Битва на Курской дуге сразу приняла чрезвычайно ожесточенный характер. До этого момента немцы при проведении крупных наступлений относительно быстро прорывали оборону советских войск, опрокидывали пехоту и стремительно вырывались на оперативный простор. Например, в 1941-м году под Вязьмой для окружения основных сил Западного фронта противнику потребовалось всего несколько дней.
Поначалу первый натиск немецких войск привел после кровопролитных боев к вклинению в оборону Центрального фронта на 5-7 километров. Казалось, что сценарий крупного наступления повторяется. Но это было только начало.
Советская пехота упорно оборонялась на каждом рубеже и отходила на тыловые позиции только под сильным давлением противника. Развить намечавшийся успех немцам не позволяла наша артиллерия. Она вела весьма плотный заградительный огонь по рвущимся вперед танкам. Поэтому темпы продвижения ударной группировки 9-й армии вермахта были невысокими.
На второй день боя командование Центрального фронта ввело в сражение два танковых корпуса. Они, помимо прочего, решали задачу выигрыша времени для переброски артиллерии к Понырям, Ольховатке, Теплому. Контрудар 6 июля привел к большим потерям советских войск, но при этом подход резервов поставил крест на перспективах немецкого наступления.

Лето 1943 г.

Такая же ситуация сложилась на следующий день и на Тепловских высотах. Немцы были вынуждены не просто прогрызать оборону советских стрелковых частей, но и нести при этом чувствительные потери от огня советской артиллерии. Пробить брешь в боевых порядках 70-й армии противнику так и не удалось. 1-я гвардейская артиллерийская дивизия прорыва стояла насмерть, не позволяя немцам сконцентрировать достаточные силы для прорыва в районе деревень Теплое и Самодуровка. На протяжении нескольких последующих дней ударная группировка 9-й полевой армии немцев была вынуждена фактически стоять на месте. В позиционных боях росли только потери, а вот перспективы плана «Цитадель» тускнели с каждым часом. Под ударами советских войск рушилась последняя надежда военно-политического руководства Третьего рейха на итоговый успех в войне. Немалая заслуга в этом принадлежит артиллеристам Центрального фронта во главе с Василием Ивановичем Казаковым. Под его началом они продолжат свой трудный путь к победе. Впереди их будут ждать «Багратион», Висло-Одерская операция и Берлин.


Василий Иванович Казаков активно участвовал в укреплении обороноспособности страны и после завершения войны. Он был долгое время заместителем, а затем и командующим артиллерией Советской Армии. В 1955-м году Василию Ивановичу было присвоено звание маршала артиллерии. Именно В.И. Казаков был первым начальником Войск противовоздушной обороны. Находил прославленный военачальник время и на то, чтобы делиться своим бесценным опытом с новыми поколениями офицеров: он стал автором четырех книг о войне и военном деле. Умер Василий Иванович в 1968-м году.

Об авторе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.