Таран – оружие героев!

Летопись Великой Отечественной войны полна примеров, когда советские воины, оказавшись, казалось бы, в безвыходном положении, находили в себе волю, мужество и выходили из схватки победителями. Летчик, израсходовав боеприпасы, героически шел на таран, чтобы любой ценой уничтожить врага, не покидая горящего самолета, направлял пылающий факел в скопление живой силы и техники противника.

Примером мужества и героизма служит подвиг летчика Виталия Полякова в первый день битвы на Северном фасе Курской дуги.

Виталий Поляков родился 11 апреля 1923 года в деревне Абронино Большесельского района Ярославской области в семье крестьянина. В 1930 году семья Поляковых переехала в Москву, где в 1939 году Виталий закончил 9 классов средней школы. Его дорога в небо началась с занятий в Пролетарском аэроклубе столицы.

25 января 1931 года IX съезд ВЛКСМ принял шефство над Военно-воздушными силами страны, провозгласив лозунг: «Комсомолец, на самолет!», «Дадим стране 100 тысяч летчиков!». Это решение явилось ответом на призыв руководства к молодежи овладеть боевой техникой. Оно сыграло большую роль в развитии Воздушного Флота страны. Тысячи юношей с комсомольскими путевками пришли в военно-авиационные училища и школы. Были созданы новые аэроклубы, планерные и парашютные секции и кружки. По путевке комсомола пришли в авиацию А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб, Г.П. Кравченко, П.С. Кутахов, А.Н. Ефимов, А.Н. Катрич. А.П. Маресьев и многие другие прославленные летчики.

Виталий Константинович Поляков (справа) с сослуживцами

После успешного окончания аэроклуба Виталий Поляков поступает учиться в Серпуховскую авиационную школу летчиков, а за три месяца до войны, в марте 1941-го года, молодой летчик–истребитель в звании сержанта попадает в армию. В сентябре осваивает новую технику, отличавшуюся простотой и технологичностью конструкции – истребитель Як-1.

Боевое крещение В.К. Поляков принял в небе над Сталинградом в августе 1942 года, когда в составе 237-го истребительного авиаполка 220-й авиадивизии 16-й воздушной армии прибыл на фронт. С первых же дней молодой сержант проявил себя как искусный летчик и отважный боец.

30 августа 1942 года ему предстояло сопровождать группу штурмовиков в одном из боевых вылетов. Во время полета завязался воздушный бой с восемью немецкими истребителями Ме-109. Виталию Полякову удалось отразить атаку одного из них, но противник сумел подбить его самолет – машина пошла на снижение, а летчик был тяжело ранен. Несмотря на большую потерю крови, ему все же удалось дотянуть до советской территории и посадить поврежденный истребитель в поле. Ранение оказалось серьезным – в госпитале летчик Виталий Поляков провел шесть месяцев. И, конечно, тосковал по небу: «Неужели отлетался?». Эту любовь к небу может понять только летчик. Залечив рану, смог вернуться в родной полк, сесть в боевую кабину.

В небе над Сталинградом В.К. Поляков прошел суровую боевую закалку. Много раз он летал в разведку, доставляя важные сведения о противнике, за что неоднократно получал благодарности от командования. За участие в героической обороне Сталинграда гвардии младший лейтенант Виталий Константинович Поляков Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г. награжден медалью «За оборону Сталинграда». С каждым вылетом росло его мастерство пилотирования.

К июлю 1943 года старший летчик 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка совершил 75 боевых вылетов, в 23 воздушных боях сбил 4 фашистских самолета.
Но самым памятным днем в жизни молодого пилота стал день начала Курской битвы – 5 июля 1943 года.

1-я гвардейская истребительная авиадивизия, в которой служил Поляков, дислоцировалась у Фатежа. Использование авиации планировалось, прежде всего, для срыва ожидаемого наступления противника при проведении артиллерийской и авиационной контрподготовки в полосе Центрального фронта силами 13-й общевойсковой и 16-й воздушной армий, с последующим переходом к поддержке войск в ходе обороны, а также для прикрытия наших от ударов авиации противника. В ходе подготовки к боевым действиям большое внимание уделялось разработке вопросов боевого применения большого количества авиации в ограниченном районе на узких участках в непосредственной близости обороняющихся войск.

Утром 5 июля 1943 года фашистская армия начала наступление на Курской дуге, стремясь прорваться к городу Курску. Непрерывными волнами в небе летели группы самолетов с паучьей свастикой. Наша истребительная авиация дежурила в воздухе, а основная часть находилась в готовности на аэродроме для вылета наперехват и наращивания сил в ходе боя.

Командир полка Е.П. Мельников отдавал летчикам последние приказания: «Враг любой ценой пытается вернуть Курск, окружить и уничтожить наши войска. Ваша задача – прикрыть наши наземные части с воздуха в районе Понырей».

В этот день звено истребителей Як-1 в составе лейтенантов Калмыкова и Шерстнева, младших лейтенантов Маркевича и Полякова вылетело на прикрытие боевых порядков наземных войск в районе Малоархангельска – к селу Смородное. Задачей пилотов было не допустить фашистские бомбардировщики к позициям наших войск. «Не допустить!» – только об этом и думали тогда соколы, когда у хутора Смородное обнаружили 6 бомбардировщиков противника Не-111. Но не успели наши летчики сблизиться с самолетами врага, как были атакованы группой из 4-х фашистских истребителей прикрытия Fw-190. Завязался бой. В то время, как летчики Шерстнев и Маркевич связывали боем истребители, Поляков сблизился с немецкими бомбардировщиками на дистанцию порядка 20-50 метров. И «хейнкели», и истребители открыли огонь по приближающемуся советскому самолету. Машина загорелась, пламя с корпуса перекинулось в кабину, обжигая лицо и руки летчика. Но Виталий Поляков упорно шел в атаку, продолжая стрелять. Когда закончились боеприпасы, он пошел на таран. «Сбить ведущего – это выигрыш боя!» – молниеносно оценил обстановку отважный летчик. Подобравшись к немецкому самолету вплотную, винтом и правым крылом «ястребок» снес хвост ведущего группы вражеских бомбардировщиков. «Хенкель» сразу же начал терять высоту, врезался в землю и оглушительно взорвался. Потеряв ведущего группы, фашистские самолеты сломали строй, повернули обратно, по пути беспорядочно сбрасывая бомбы. Приказ был точно выполнен! «Хейнкели» не прошли! Не прошли и не стали бомбить боевых товарищей, насмерть сражавшихся с танковыми армадами врага там, на земле. А значит и «Як» гибнет не напрасно!

С большим трудом, из последних сил, открыв кабину, В.К. Поляков смог покинуть горящий самолет и раскрыть парашют. Только сейчас Виталий заметил, что его руки в крови, дымится комбинезон. Летчик, выброшенный из горящих обломков истребителя, раненый, обгоревший, но живой, благополучно приземлился на парашюте в расположение советских войск.

«Комсомольская правда» во вторую неделю Курской битвы так писала об отважном летчике:

«Молодые летчики, будьте бесстрашными и мужественными, как Виталлий Поляков! Подвиг Полякова – это стойкость, храбрость и отвага. Подвиг Полякова – это стремление не только яростно, до самозабвения драться с врагом, но искать врага и уничтожать его. Виталий Поляков показал пример того, как надо проявлять инициативу в бою, военную хитрость и умение».

Долго военные исследователи спорили: где же проходил этот бой и где было место приземления летчика. В.К. Поляков после войны неоднократно бывал в нашем районе. Он указывал, что бой проходил в районе Поныри – Ольховатка, а приземлился он между селами Ольховатка и Становое.

В книге Д. Б. Хазанова и В.Г. Горбача «Авиация в битве над Орловско-Курской дугой. Оборонительный период» авторы указывают, что «хейнкель», тараненный В. Поляковым, упал в районе поселка Возы.
Это был 24-й воздушный бой и пятая победа летчика. За ходом этого воздушного боя наблюдали и дали ему высокую оценку командующий Центральным фронтом К.К. Рокоссовский и командующий 16-й Воздушной армией генерал С.И. Руденко. Позже Маршал авиации С.И. Руденко в сборнике «Курская битва» напишет:

«Я много наблюдал воздушных боев, но такого упорства, такой стремительности, такого мужества наших авиаторов мне не приходилось видеть ранее. Даже наши враги вынуждены признать высокие морально–боевые качества советских летчиков. Фашистский генерал Меллентин (участник Курской битвы) в своих мемуарах писал: «В ходе этого сражения русские летчики, несмотря на превосходство в воздухе немецкой авиации, проявляли исключительную смелость».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года 20-летнему младшему лейтенанту было присвоено звание Героя Советского Союза.

Герой Советского Союза В.К. Поляков

В апреле 1944 года В.К. Поляков был назначен сначала командиром звена, затем заместителем командира эскадрильи 54-го Гвардейского Керченского истребительного авиаполка. Участвовал в освобождении Белоруссии и Польши. Приказом от 26 июля 1944 года Верховного Главнокомандующего Маршала Светского Союза товарища Сталина Герою Советского Союза гвардии лейтенанту Виталию Константиновичу Полякову была объявлена благодарность за отличные боевые действия в боях за освобождение от немецких захватчиков города Демблин, 17 января 1945 года – за отличные боевые действия в боях за освобождение города Варшава, 23 апреля 1945 года – за отличные боевые действия при прорыве обороны немцев и наступлении на Берлин.

Гвардии старший лейтенант Поляков закончил войну под Берлином в должности командира эскадрильи. Был участником Парада Победы 24 июня 1945 года. Всего в годы войны летчик совершил 176 боевых вылетов, провел 25 воздушных боев.

Герой Советского Союза В.К. Поляков на преподавательской работе

И в мирное время Виталий Константинович не захотел расстаться с небом. После войны продолжил службу в Военно-Воздушных силах. В 1954 году с отличием окончил Военно-Воздушную академию, затем преподавал на кафедре тактики истребительной авиации и ПВО, защитил кандидатскую диссертацию. Доценту, кандидату военных наук было что рассказать слушателям академии, будущим авиационным командирам. Молодые офицеры всегда с интересом слушали ветерана, учились у него трудной науке побеждать, творческому решению тактических задач в современном бою.
В 1980 году В.К. Полякову было присвоено воинское звание генерал – майор авиации.

С 1983 года генерал – майор В.К. Поляков в запасе. Жил в Москве и до 1991 года профессор В.К. Поляков работал старшим научным сотрудником в военном институте. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени, многими медалями. Виталий Константинович много лет возглавлял Совет ветеранов 16-й воздушной армии, вел большую общественную работу, создавал музеи боевой славы в школах, до последних дней своей жизни вел патриотическую работу с молодежью.

Герой Советского Союза В.К. Поляков (в центре) и научный сотрудник Поныровского историко-мемориального музея Курской битвы Ольгой Николаевной Кушнер у железнодорожного вокзала п. Поныри.
19 июля 2003 года.


20 ноября 2012 года Виталия Константиновича не стало с нами.
В начале 2013 года вдова Героя Советского Союза Виталия Константиновича Полякова, Алла Васильевна, передала в дар Поныроскому историко–мемориальному музею Курской битвы его личные вещи, документы, множество фотографий и книг.
Его парадный мундир генерал–майора авиации, наградная грамота о присвоении ему звания Героя Советского Союза украшают экспозицию нашего музея.

Генерал-майор авиации В.К. Поляков у полкового знамени

Имя этого славного героического летчика, человека незаурядных способностей и неиссякаемой энергии, как и его судьба, навсегда связаны с военной историей Поныровского района. Подаренные музею вещи будут служить сохранению памяти об удивительном, необыкновенном человеке, героическом воине и настоящем гражданине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *